Прометей.

Садитесь, дети, не шумите, я вам расскажу сказку про Прометея. В древние времена в Грецииа жили люди, которых прозвали древними греками или эллинами. Почему так? А для того,чтобы не путать их с соременными, потому, что современые греки пьют вино, танцуют лСартаки╗ и говорят друг другу: лКалимера╗, а те, древние, тоже пили вино, но танцевали лТанец журавля╗ и говорили друг другу лХайре╗ или лЭлленикон эфлерон╗. Эти, древние греки, верили в великое множество богов, но даже одних богов им казалось мало, поэтому они придумали себе нимф, сатиров, титанов, циклопов и еще много разных невиданных чудищ. Прометей и был одним из этих самых титанов.

аВ еще более далекие времена, которые даже самим эллинам казались седой древностью, если верить их мифам, люди не знали огня. Огонь, конечно, был, но он хранился у Зевса, главного греческого бога, а люди сидели по ночам в темноте (электричества тогда тоже не было), ели сырое мясо, и каждую зиму ужасно страдали от холода и насморка. Известное дело,- без огня жизнь не сахар,- ни тебе бульончик с манделах сварить, ни кугл испечь, ни даже фаршированной рыбы на Субботу не приготовить. Смотрел Прометей на людские страдания, смотрел, но чем им поможешь, огонь-то у Зевса, и он никому не разрешает даже рассказывать о нем людям. Почему? А тебе, Додик, мама разве разрешает играть аспичками? То-то и оно! Ведь и люди в те времена были еще маленькими и глупыми, дай таким огонь,- неизвестно, что они раньше сделают,- или себе чай заварят или соседу дом спалят. Впрочем, это и сейчас по разному выходит.

Короче говоря, смотрел Прометей на все эти людские муки, смотрел, да и задумал украсть у Зевса огонь и принести его людям. Причем не только задумал, но таки украл, стащил маленькую искорку, и отдал его дикарям,- берите мол, пользуйтесь! Люди огонь взяли, костер разожгли, соседей пригласили, мяса нажарили,- сидят, едят и радуются. А может и вовсе наоборот,- отправились в соседнюю деревушку с дубинами да факелами, устроили там настоящий погром, разграбили все а что унести не смогли,- сожгли. Скорее даже второе, потому, что Зевс на это дело ужасно рассердился, велел привести к себе Прометея, доставить, так сказать, на скорый царский суд. Разыскали этого оболтуса, приволокли его на Олимп, Зевс у него и спрашивает:

-Ну скажи, лоботряс, чтоб тебя трясло да трепало, зачем ты это сделал? Разве огонь,- игрушка, чтобы его давать кому ни попадя?

-Жалко мне людей стало, мучались они без огня,- отвечает титан.

-Так без огня они сами мучались, а теперь еще и других мучать будут!

-Я,- говорит Прометей,- С Вами совсем даже не согласен! Человек,- это венец творения! Человек,- царь природы! Человек,- это звучит гордо!

-Ну, пошел цитатами сыпать,- поморщился Зевс,- Ты лучше посмотри, что эти лцари╗ при помощи твоего огня делают.

-А что?

-Вот, соседей сожгли!

-Но и костры развели, мясо жарят!

-Не только мясо, они и друг друга поджаривают! Научились железо и бронзу плавить, делают мечи да кинжалы!

-Но и сошники для плугов тоже!

-Пахать и деревянной сохой можно!

-Без огня не будет прогресса!

-А зачем он им, прогресс этот? Бомбы делать, ракеты да танки? И, кроме того, нам богам, какая от всего этого польза?

-А такая, что я обучу людей приносить жертвы!

Задумался Зевс. Сам-то он от начала веков на диете сидел,- только амброзия да нектар. И то и другое, конечно вкусно, но приедается. А может и впрямь, удастся у людей убоинкой разжиться, или когда-никогда шашлычком побаловаться.

-Ладно,- говорит,- Учи.

Спустился Прометей на Землю, злой, как пес с похмелья. Обидно ему, видишь ли показалось, что Зевс его точно мальчишку отчитал. лНу,- думает,- Попомнишь ты меня, истукан громоносный! Холеру тебе, а не жаркое!╗.

Подговорил он людей, зарезали они барана, освежевали, разделали, да и сложили все в две кучки,- в одной,- лучшее мясо, а во второй,- голые кости, обвитые полосками внутреннего жира, чтобы казалось, что это,- самые лакомые кусочки. Потом Прометей укрыл первую кучку шкурой, а наверх еще навалил кишок да требухи. Подготовил он все так, да и кричит Зевсу: лЭй, на Олмпе! Выбирай, какая кучка твоя?╗

Посмотрел тот,- в одной кучке,- шкура да всякая дрянь, а во второй, как ему показалось, ломти жирного мяса.

лВот,- говорит,- Это,- где жир,- моя доля, а люди, раз такие хитрые, пусть шкуры жуют!╗. А как разобрался, что его обманули, жуть до чего осерчал! Из глаз искры летят, из ноздрей жаром пышет. Вызвал к себе Прометея и говорит:

-Думешь, что самый умный? Устроил, понимаешь главному богу такую пакость, и радуешься?

-Да что Вы, как я мог! Вы ведь сами выбирали!

-Выбирал? Ну ничего, я тебе выберу! Эй, Гефест, кончай щипцами в носу ковыряться,- взять шаромыжника, да приковать его к самой высокой вершине на Кавказе, навеки! Во!

Прошло какое-то время, вот однажды, с перепою, припомнил Зевс прометееву пакость, зовет своего вестника.

-Слышь, Гермеселе, сбегай на Кавказ, посмотри, как там, этот, мучается.

Ну Гермес парень шустрый, смотался на одной ноге, докладывает: так, мол, и так, висит себе Прометей на скале и в ус не дует, на солнышке грееться, местные грузины его вином поят, а он песни поет.

-Ах, так!- осерчал Зевс,- Ну я ему устрою курорт!

И велел своему Орлу каждый день лететь на Кавказ, выклевывать Прометею печень. Но сам титан, говорят, этого и не заметил,- он как налакается допьяна, ему не то что печенку,- голову оторви,- не почувствует. Короче, во всей этой истории один Орел и пострадал,- ему бедолаге теперь приходится на одной печенке сидеть, да еще и летать за ней каждый день невесть куда. Оттого и говорят в народе: лПтичку жалко╗.

Hosted by uCoz